Здоровье наших детей
Гиперактивные дети
Гиперактивность наиболее ярко проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуют умения конентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться необходимого результата. Именно в условиях длительной и ситематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, идут за советами к психологу.
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:
· Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
· Не может спокойно сидеть на месте, когда от него этого требуют.
· Легко отвлекается на посторонние стимулы.
· С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
· На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
· При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
· С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
· Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
· Не может играть тихо, спокойно.
· Болтливый.
· Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
· Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
· Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
· Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Диагноз считается правомерным, если наличествуют по меньшей мере восемь из всех симптомов.
Имея неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речового развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.
Почему ребенок капризничает в возрасте от 1 года до 5-ти лет:
· ребенок капризничает, потому что он болен;
· он выбрал такой способ общаться с Вами, чтобы обратить на себя внимание;
· капризничая, ребенок хочет добиться чего-то желаемого – подарка, разрешения гулять и т.п.
· ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если Вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания;
· нет никакой причины, которая могла бы вызвать истерику – это просто выражение конфликта ребенка с самим собой. Таким же поводом могут быть семейные конфликты и ссоры.
Коррекция в семье
При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:
· с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
· с другой — постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
Частое изменение указаний и колебания настроения родителей ранят таких детей гораздо больше, чем других.
В беседах с родителями важно подчеркивать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу.
Советы родителям:
· Принимайте ребенка таким, каков он есть. Пытаться заставить непоседу чинно себя вести — все равно, что пытаться научить воробья ходить. Двигательная активность — его естественная потребность. И если малыша этого лишить, то замедлится его развитие.
· Не старайтесь руководить ребенком с помощью крика и силы. В качестве протеста против принуждения малыш может стать неуправляемым.
· Наблюдая за своим ребенком, вы убедитесь: он сеет вокруг хаос не из любви к разрушениям. Просто ему интересно узнать, с каким звуком падает книжка, слетая с полки, испытать свою силу, ломая пластмассовую машинку, почувствовать, как крошится яичная скорлупа под его крепкими пальчиками.
· Для того чтобы от своего крохи чего-то добиться, запаситесь спокойствием и терпением. «Мы идем спать, потому что на дворе темно, ночь, все дети, кошечки, собачки пошли спать. И ты должен идти спать». Повторите эту фразу десять раз на разный лад, покажите малышу темную улицу за окном, «заснувшую» лампу, телевизор, морскую свинку. И он поймет, что есть такое правило: когда темно и все спят, ему тоже надо ложиться в постель.
· Помните: гиперактивные дети легко возбудимы. Поэтому истеричные нотки в вашем голосе: «Положи немедленно, кому сказала, такой-сякой!» — лишь подхлестнут их активность. Лучше сказать: «Это нож, он острый, поэтому маленьким детям нож брать нельзя — им можно больно пораниться».
· Будьте готовы к тому, что увлеченный бурной деятельностью ребенок не сразу услышит Ваши слова.
· От «запретного» занятия старайтесь отвлекать ребенка не менее интересным, но более безопасным делом. Из кубиков, кстати, получаются красивые пирамидки, из подушек — отличный домик для зайчика.
· Непоседы — малыши с легковозбудимой нервной системой. Им особенно необходимы спокойные игры. Не забывайте читать детям книжки и обсуждать их.
· Внимательно отнеситесь к режиму дня: психика ребенка нуждается в полноценном отдыхе. Регулярные, изо дня в день повторяющиеся ритуалы дают ему ощущение надежности и спокойствия.
· Постарайтесь, чтобы малыш как можно меньше смотрел телевизор.
· Попробуйте научить Вашего непоседу заранее анализировать (насколько это может ребенок), какие «акробатические этюды» ему «по плечу», а какие для него опасны.
· Смиритесь с разбитыми коленками. Этого не избежать, если ребенок в свое время научился не ходить, а бегать. Не нужно при каждом падении громко вскрикивать и бросаться на помощь.
Программа для снижения детской гиперактивности с препаратами "Dr.Nona":
- Ванны с «Квартетом солей для ванн». Во время ванны старайтесь играть с ребенком. Попробуйте сосредоточить ребенка на счете. Например, положите в ванну несколько детских игрушек и вынимая их по одной считайте сколько осталось.
- Массаж «Динамическим увлвжняющим кремом». Массаж обязательно должна делать мама.
- Мойте голову «Шампунем для повседневного пользования».
- «Даксин», «Шокосин» - (чередуя) вместо сладостей.
- «Ньюсин» - по 1-2 капсулы на ночь
- Накладывайте «Грязевую маску» ребенку до колена 2 раза в неделю на 15 минут. Это воздействует на точки рефлектологии. Вашему ребенку это будет приятно и он успокоится.